Актуальность программы:
В решении новых задач, стоящих перед современной системой образования, особую роль играют объединения, сообщества педагогов, управленцев, методистов – всех тех, кто способен вырабатывать консолидированные решения, создавать и обеспечивать запуск инновационных проектов. Изучив материалы, представленные в статьях и сборниках по технологии организации инновационной деятельности, сетевому взаимодействию в системе образования, опыт сельских школ из Богородского района Кировской области и других образовательных учреждений, решив апробировать модель сетевого взаимодействия сельских школМирнинского района, группа учителей МКОУ СОШ №6 с.Арылах инициирует программу «Сетевое взаимодействие трех сельских школ Мирнинского района РС (Я) как создание единого открытого образовательного пространства».
Сетевая форма взаимодействия для учителей открывает возможности наращивания собственного педагогического опыта и мастерства, для образовательных учреждений – объединения ресурсов для достижения результатов образования, для учащихся - в развитии сложных умений (творческого решения проблемы, совместной деятельности и коммуникации).Сетевое взаимодействие наших школ должно стать механизмом совершенствования мотивационных, организационно-управленческих, информационных, нормативно-правовых, кадровых и материально-технических ресурсов, должно способствовать развитию ключевых компетентностей педагогов: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования.
Опыт работы трех сельских школ Мирнинского района интересен. Каждая из них имеет свой опыт по реализации различных проектов: школа №10
с. Сюльдюкар много лет успешно работает по обучению и воспитанию учащихся на национальных традициях, школа №9 с.Тас-Юрях реализовывает программы экологического и духовно-нравственного обучения и воспитания, школа №6 с. Арылах свою работу строит на создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе.
Наша программа предусматривает получением образовательными учреждениями, включенными в сеть, доступа ко всем ее объединенным ресурсам, обеспечивающим повышение профессиональной компетентности педагогических кадров, развитие их творческой деятельности в областях педагогической практики, решение задач по повышению качества образования, развития и воспитания обучающихся, взаимное закрытие вакансий, развития общего образовательного пространства для взаимодействия ОУ и семьи на основе открытости и партнерства, тем самым школы смогут усилить свои собственные возможности.
Концепция.
На современном этапе общественного и экономического развития на темпы научно-технического и социально-экономического прогресса оказывает способность государства и общества обеспечить развитие и реализацию человеческого потенциала граждан.
Государственная программа «Развитие образования», утвержденная на заседании Правительства РФ 11 октября 2012 г., нацеливает нас на «обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики». Базовым звеном системы образования выступает школа, которая должна обеспечить для всех обучающихся возможность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС, адекватного потребностям личности и социума.
Сельской школе сегодня трудно в одиночку, без целенаправленной деятельности по развитию взаимодействия с родителями, другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры и местным сообществом реализовать поставленные перед ней задачи. Взаимодействие сотрудничество с родителями, другими образовательными учреждениями и открытость окружению школы становится одним из условий, определяющих успех в реализации стратегии развития школы.
Создание и развитие профессиональных сообществ, в частности сетевого взаимодействия сельских школ, позволит устранить дефицит профессионального общения для сельских педагогов, позволит взаимно закрывать вакансии, будет способствовать повышению общедидактической и методической компетентности педагогов, а также позволит значительно обогатить методическое обеспечение образовательного процесса за счет обмена продуктами.
При создании данного проекта мы основывались на литературу, раскрывающей нормативно-правовые основания сетевого взаимодействия, подходы к пониманию сущности сетевых организаций, показывающей особенности организации сетевого взаимодействия как инновационной деятельности педагогических работников. Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Василевская под сетевым взаимодействием понимает разные по типу и масштабам связи между организациями и людьми в одном пространстве. Это может быть взаимодействие посредством служб сети Интернет. Особенности сетевого взаимодействия открывают широкие возможности для реализации личностно- ориентированного подхода в обучении:
- взаимодействие строится с учётом индивидуальных особенностей его участников, они сами выбирают темп и направления взаимодействия;
- основания активности участников – разделяемые цели, ценности, эмоции, традиции. Взаимодействие основывается на взаимном интересе, а не на обязательствах;
- в сетевых формах открыты коммуникационные каналы, поэтому участники имеют возможность в любое время устанавливать взаимодействие с любым участником проекта;
- во взаимодействии имеется возможность использовать ресурсы друг друга за счёт информационной проницаемости участников взаимодействия;
- участники сами управляют своей деятельностью, могут проявить инициативу.
Делает вывод, что сетевая организация методической работы – это:
- установка на преодоление закрытости учреждений;
- взаимодействие образовательных учреждений и методических структур на принципах социального партнёрства;
- выстраивание прочных и эффективных связей между профессиональными командами;
- действие групп взаимовлияния;
- свободная связанность партнёрств;
- возможность достижения общих целей через активное включение в принятие решений.
Ценностью сетевого взаимодействия в образовательном процессе признаётся свободная, образованная личность, способная сохранить свою индивидуальность, способная к сотрудничеству в рамках открытого поликультурного пространства.
А также опирались на пособие «Сетевое взаимодействие в системе образования: Технология организации инновационной деятельности», где приводятся основные идеи сетевого взаимодействия, его сущностные характеристики, разработанное авторским коллективом, в состав которого входят представители 24 регионов Российской Федерации, в частности Красноярского края, г. Санкт-Петербурга, Ростовской и Ярославской областей и исходили из положений целевой подпрограммы «Развитие системы общего образования» муниципальной целевой программы «Комплексная программа развития муниципальной системы образования Мирнинского района Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 гг.». На ХIII съезде учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия), проходившем в октябре 2015 года, был выдвинута Образовательная инициатива Республики Саха (Якутия)-2030 «Образование, открытое в будущее». Основное назначение Образовательной инициативы Республики Саха (Якутия) до 2030 года - обеспечить постановку перспективных личностно и общественно значимых целей социального, культурного и экономического развития республики через образование. Целью системы образования Республики Саха (Якутия) до 2030 года является становление каждого гражданина республики в качестве субъекта собственной значимой деятельности, способного принимать решения в ситуациях выбора, готового взять на себя ответственность.Таким образом, задачей образования становится:
- формирование открытого образования, т.е. создание образовательного пространства, доступного любому желающему и обеспечивающего образование в ритме, удобном обучающемуся, предполагающего формирование сообщества, где образование реализуется в сетевом взаимодействии на принципах кооперации и деятельностного обучения.
Сетевое взаимодействие предусматривает:
- Использование системного, деятельностного, личностного и других подходов при организации взаимодействия;
- взаимное признание участниками сети равноправности и значимости друг друга;
- принятие неизбежности взаимного влияния сторон друг на друга, взаимной обусловленности и, как следствие, взаимного изменения;
- наличие общих интересов, идей, единства взглядов, подходов к оценкам;
- использование механизмов совместной деятельности и общения как основных форм сетевого взаимодействия.
Сетевая форма работы педагогов с привлечением учащихся и их родителей станет механизмом создания образовательной системы, открытойво внешнюю среду, предусматривающей выход за рамки одной школы и способствующей развитию педагогического, ученического и родительского потенциала. В дальнейшем в рамках реализации проекта возможна реализация индивидуальных образовательных программ учащихся, выработка траектории профессионального саморазвития педагогов.
Сетевое взаимодействие сельских школ позволит осуществлять личностно ориентированную информационную поддержку в соответствии с уникальным педагогическим опытом каждого учителя, даст возможность развивать методическую тему на основе сотрудничества, позволит учитывать интересы каждого участника сети, каждый участник в сети почувствует свою собственную значимость и важность своей работы.